Еленка Донецкая (lat_elenka) wrote in rys_strategia,
Еленка Донецкая
lat_elenka
rys_strategia

Category:

МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА! 19 февраля отмечает юбилей режиссёр С.Л. Зайцев

Кино длиною в жизнь

Д. Кузнецов


Интервью с кинорежиссёром Сергеем Зайцевым

Этот разговор был записан в начале 2006 года. Тогда ещё мы не были с Серёжей близкими друзьями, да и познакомились не так давно. И хотя уже общались "на ты", в тексте интервью я использовал официальный тон. Трудно поверить, но с тех пор минуло уже двенадцать лет. Как летит время...

Впервые о режиссёре Сергее Зайцеве я услышал в дни фестиваля славянского кино «Золотой Витязь», несколько лет назад проходившего в Калуге. Тогда его документальная лента «Погибли за Францию», посвящённая чинам Русского экспедиционного корпуса, сражавшегося в 1–ю мировую войну на французской земле, произвела большое впечатление и на зрителей, и на конкурсное жюри. Результатом этого стало вручение автору фильма высшей награды фестиваля в соответствующей номинации, затем появились другие награды, в том числе – премия Российской киноакадемии «Золотой Орёл» за лучший документальный фильм года.

Я очень жалел, что в то время не смог посмотреть работу Сергея. Такая возможность появилась лишь в ноябре 2005 года, когда удалось организовать его приезд в Калугу, творческий вечер в областном Краеведческом музее, конечно – с показом фильма.

Помню, было некоторое беспокойство: придут ли люди на документальное кино,
от которого все давно отвыкли? Люди пришли. Я тогда порадовался за калужан, не потерявших интерес к серьёзному искусству, и по–хорошему позавидовал герою вечера, сумевшему достичь определённых вершин в столь сложном жанре, как кинодокументалистика. Об этом и о многом другом мы долго потом говорили с Сергеем и в Калуге, и в Москве, в Доме Русского Зарубежья, где он организовал киноклуб и создаёт киностудию. С некоторым удивлением я узнал, что до своего прихода в кино, Сергей серьёзно учился музыке, что он ещё и композитор, автор песен…

– А как получилось, что музыка отошла на второй план?

– Я ещё ребенком придумывал всякие киношные истории, причём придумывал их «монтажно», соединяя в воображении как бы отснятые кадры. Потом, поскольку у меня имелись какие–то музыкальные способности, я поступил в музыкальную школу, а далее – в Училище имени Гнесиных, и с удовольствием играл в разных группах, сочинял музыку, тексты песен. Но к концу обучения, на четвёртом курсе, понял, что так или иначе, буду к кино подбираться.

Как–то мы, будущие выпускники, стояли в курилке с преподавательницей музыкальной литературы, – времена наступили демократические, педагоги позволяли себе покурить в компании студентов, – и она нас спрашивала, кто как думает после учёбы устраиваться… Кто–то хотел дальше учиться музыке, кто–то собирался играть в оркестре, в ансамбле работать, я же сказал, что хочу снимать кино. Она удивилась: «А что вы тогда здесь делаете»? Задумавшись, я понял, что действительно сам не знаю, зачем там нахожусь…

– То есть, годы, проведённые в стенах «Гнесинки», прошли впустую?

– Я бы так не сказал. Режиссёр, который музыкально образован, на мой взгляд, делает кино тоньше. А хорошая музыка – это 80% успеха в кино: главное, грамотно её в фильме расположить, или точнее – привить музыку

фильм

Tags: даты, дмитрий кузнецов, люди искусства, россия без большевизма, сергей зайцев, современники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments