
В вопросе о воинском долге мы очень часто исходим из модернизированной христианской морали, причем модернизирована она далеко не самыми добрыми и симпатичными людьми.
Вне всякого сомнения, существует заповедь «Не убий», и ее никто не собирается отменять. Вне всякого сомнения, есть в Нагорной проповеди заповедь «Блаженны миротворцы». Из того вытекает, что христианин должен быть миролюбцем. И, если он в силах, то и миротворцем.
Но из того отнюдь не вытекает, что христианин должен быть пацифистом. А в чем разница? Дистанция колоссальная. Миролюбие — не любой ценой! А миротворчество — тем более не любой ценой. И уж тем более — не ценой предательства.
Дело в том, что тема воинской доблести проходит в христианстве, начиная с Евангелия гораздо более интенсивной линией, чем миротворчество. «Не мир пришел я принести, но меч», — сказано в одном месте, а в другом сказано «разделение». А разделение есть противоборство. «Начальник не напрасно носит меч», — это уже у апостола Павла... Читать дальше>>