
Принято считать, что разгул уголовной преступности в СССР начался в 1953 году из-за амнистии, объявленной после смерти Сталина. Но документы свидетельствуют, что масштабная преступность существовала в стране и при жизни "вождя и учителя". А борьба с ней осложнялась одним удивительным обстоятельством.
"Не выявляла и не предупреждала хищений"
При изучении донесений правоохранительных органов в ЦК партии и правительства, а также сводок происшествий по стране сталинских времен поневоле замечаешь интересную особенность. Милиция и прокуратура с пафосом докладывали о раскрытии громких уголовных дел — убийств важных персон и их родственников, крупных ограблений, налетов и хищений, а в сводках за те же самые дни преобладали менее яркие нарушения закона — изнасилования, уличные грабежи, квартирные и прочие кражи. Причем никакой информации о массовом раскрытии этих преступлений в документах почему-то не наблюдалось.
Зато в архивных делах отложилось немалое количество писем граждан о неблагополучной криминальной обстановке буквально со всей страны. Однако по советской традиции их отправляли для проверки на места — в областные и городские отделы милиции, откуда неизменно приходили ответы, гласившие, что отдельные факты имели место, но недостатки быстро исправляются.
Одним из немногих исключений оказалась история с жалобами жителей Макеевки, у которых нашелся защитник — первый секретарь ЦК ВЛКСМ А. Н. Шелепин... Читать дальше>>