Еленка Донецкая (donetsk_elenka) wrote in rys_strategia,
Еленка Донецкая
donetsk_elenka
rys_strategia

Categories:

ВИЗАНТИЯ КАК ЖЕРТВА ИСТОРИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Для Руси, принявшей крещение в Православие от Византии, долгие века после этого Византия была сакральным центром мира, священным Царством, стоящим над текущей историей. Имя императора на Руси всегда поминалось в богослужениях первым, раньше имен местных князей, господствовавших над политически разделенной страной, в том числе и раньше великого князя московского. Власть его над всей православной Ойкуменой была религиозной и нравственной, что в те времена было несравненно выше власти политической. В чем суть этой власти? «Она напоминала русским людям и о реальной вселенскости Церкви, – писал о. Иоанн Мейендорф, – Это отражается во многих текстах. Вот, например, каким образом датирует смерть свт. Стефана Пермского (конец XIV века) агиограф св. Епифаний Премудрый: “В царствование в Царьграде православного греческого императора Мануила”» (Мейендорф Иоанн, прот. Рим – Константинополь – Москва. Историч. и богословские исследования. – М.: Изд. ПСТГУ, 2006. С. 165).

Всемирно-исторический подвиг, совершенный Византией, хорошо сформулировал К. Леонтьев: «Как государство, Византия провела, однако, всю жизнь лишь в оборонительном положении. Как цивилизация, как религиозная культура, она царила долго повсюду и приобретала целые новые миры, Россию и других славян» (Леонтьев К. Византизм и славянство // Леонтьев К. Полн. собр. соч. в 12 томах. Т. 7. Кн. 1. – СПб.: «Владимир Даль», 2005. С. 428). Нужно вдуматься в эти слова: всегда лишь обороняясь от варваров, наступавших со всех сторон – с запада и востока, с севера и с юга – Византия, тем не менее, создавала новые культурные миры, крестя в Православие многие народы, побеждая этих варваров не только и столько мечем, сколько евангельским словом... Читать дальше »


Tags: виталий даренский, история, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments